среда, 13 марта 2013 г.


-->
«И сердцем всем, сын горца, я привык считать родным великий тот язык»
Расул Гамзатов.
Эссе.
Эта интересная тема дала мне радостное и серьёзное открытие поэзии Расула Гамзатова.
Горец, сын малочисленного аварского народа, он сумел раздвинуть национальные и территориальные границы, сумел стать поэтом, известным далеко за пределами родного Дагестана.
Читая стихи Расула Гамзатова, я узнала, что люди этого сурового горного края, в далёком прошлом огородившие свои аулы от недругов высокими каменными стенами, издавна жили мечтой о том, чтобы эти стены стали ненужными и не мешали бы их сближению и дружбе с другими народами мира.
Особенно близкими для меня, представительницы армянской национальности, стали строки из стихотворения «Русский язык».
Люблю язык тех песен колыбельных
И сказок тех, что в детстве слышал я.
Но рассказал о далях беспредельных
И всех сограждан отдал мне в друзья
Другой язык. <…>
И сердцем всем, сын горца, я привык
Считать родным великий тот язык.
Близкими потому, что русский язык и для меня стал вторым родным языком, а многонациональный Северный Кавказ - моей второй родиной.
По– моему, это стихотворение – своеобразный ключ, открывающий характер, содержание и направленность поэзии Расула Гамзатова.
«Всякую песню в горах начинают с музыки», - писал он. Вот и я начну свой рассказ о Расуле Гамзатове с воспоминаний о детстве.
Его отец, известный народный аварский поэт, с ранних лет привил сыну любовь и уважение к русскому слову. В дивном переводе отца сын учил наизусть басни И.А.Крылова, «Хамелеон» А.П.Чехова, «Деревню» А.С.Пушкина… Вместе они читали землякам «Хаджи – Мурата» Л.Н.Толстого.
Учился Расул Гамзатов у русских учителей: жизненная необходимость знания русского языка на Кавказе всегда была осознанной.
Потом были Москва и Литературный институт, которые научили «любить и ценить святое чувство недовольства собою и своим словом». По признанию поэта, он влюблялся « то в Маяковского, то в Есенина, то в Пастернака, то в Цветаеву…», а «в томиках Блока… сохранился не один огненно – горячий цветок с аварских высокогорных лугов».
Благодаря Расулу Гамзатову состоялось моё открытие мира. Под пером аварского поэта русское слово наполнилось благоуханием садов солнечной Армении и запахом полынных степей Калмыкии. В нём я услышала лирическую грусть песен Казахстана и страстные звуки дагестанского пандура, увидела радужные краски цветов весеннего Ставрополья и услышала рокот горных рек...
…В краю вершин, крутых и гордых,
Где у сердец особый пыл,
Я звёзды пил у речек горных,
Из родников студёных пил.
…Я пил снежинки, где тропинки
Переплелись над крутизной.
И помню:
таяли снежинки,
В пути пригубленные мной.
(«Покуда вертится Земля»)
В своих стихах он благословил юность и седину, весну и осень, поцелуй возлюбленной и мозолистые руки труженика, степенную мудрость старца и красоту юной горянки.
О чём бы ни писал поэт - о родном Дагестане или о Москве, о знаменитых кубачинских мастерах или о волнующих преданиях старины, о войне, опалившей его детство, или о друзьях, рассеянных по миру - всё это черты нашей Родины, отразившиеся в языке, ставшем для него родным. От строки к строке я всё больше убеждалась: ничто на Земле не оставляло поэта равнодушным, всё проходило через его большое «сердце, которое любит».
Мне все народы очень нравятся
И трижды проклят будет тот,
Кто вздумает, кто попытается
Чернить какой – нибудь народ.
Откройте сборник стихов Расула Гамзатова и почувствуйте, как образно, афористично, полно жизни его русское слово.
Доброй памяти Вам, Расул Гамзатов, большой поэт маленького народа!
                                                                            Багдасаряр Мария 9а класс
руководитель Ткаченко Г.М.

Комментариев нет:

Отправить комментарий